Учимся общаться со сверстниками
Три года – очень непростой возраст для малыша. И дело не только в пресловутом кризисе трех лет. Как правило, в этом возрасте малыша отдают в детский сад, где ему приходится учиться существовать не только с новыми порядками, но и с чужими людьми, а главное – с другими детьми.
И не смотрите на то, что ваш малыш запросто подходит к незнакомому высокому дяде с просьбой покататься у него на шее. Общение со сверстниками – совершенно иное дело.
И порой самые общительные малыши, рассказывающие каждому прохожему взрослому занимательные истории из своей жизни, в обществе сверстников становятся застенчивыми молчунами или превращаются в бук.
Не мудрено, ведь к общению со взрослыми людьми малыш привыкает с самых пеленок, а в общении со сверстниками только-только начинает делать первые шаги.
Ранняя социализация. Готовим почву…
Ранней социализацией называют развитие коммуникативных навыков у детей от рождения до 3-4 лет. Есть специалисты, полагающие, что осознанная потребность в общении со сверстниками появляется у ребенка только к четырем годам, а до этого времени ему вполне достаточно общения с семьей.
Однако, если малыш до четырех лет практически не общается со сверстниками, а потом, к четырем годам резко попадает в их круг, это может доставить ему немало трудностей. Поэтому рекомендуется заблаговременно развивать у малыша коммуникативные навыки.
Так же, как, например, принято заранее готовить ребенка к школе. Ведь способ научиться плавать, прыгнув с лодки в середину озера, подходит далеко не каждому!
Пока ребенок не пошел в детский сад, его общение с другими детьми происходит в присутствии родителей, что дает ему ощущение защищенности и уверенности в себе.
Играя с товарищами в песочнице, прогуливаясь по парку, посещая детские центры развития, малыш постепенно вступает в сложный мир взаимоотношений между людьми. Он знает – мама рядом. Она поддержит его в трудную минуту и «подстрахует», когда он будет делать свои первые неуверенные шаги. Он спокоен, а значит, может получать удовольствие от общения и открываться миру!
Семь правил успеха
Азы общения, безусловно, познаются дома. Основным правилам поведения по отношению к другим людям малыш учится в семье.
Также малыш учится, не только вступая в диалоги с родителями, но и наблюдая, как они общаются между собой.
Играя с ребенком в игры, нужно помнить, что в скором времени ему предстоит выстраивать отношения со сверстниками.
И по ходу действия объяснять ему, где он повел себя неправильно (был груб, пожадничал, был слишком назойлив или наоборот, нерешителен), а где выбрал верную стратегию поведения.
В играх учите малыша делиться, сопереживать, уступать и обходить конфликтные ситуации, но в то же время, объясняйте ему, что уметь отстаивать свои интересы все равно необходимо.
«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» - основное правило общения, которое должны привить ребенку его родители.
А вот еще несколько правил, которые более подробно проиллюстрируют это самое главное правило.
Назовем их «Правила семи «не»:
* Не стесняйся знакомиться первым,
* Не дразнись,
* Не отнимай,
* Не отказывай, когда просят, но и не уступай, когда отнимают,
* Не борись с тем, кто слабее,
* Не ябедничай,
* Не выдавай секретов.
Также важно научить ребенка правильно отстаивать свои интересы и правильно реагировать на обидные слова. А именно, не давить на собеседника и не отвечать грубостью на грубость.
Замечательно будет, если вы сумеете научить малыша самоиронии. Она будет хорошим помощником ребенку в разных ситуациях. Поможет проще относиться к собственным недостаткам, воспринимать себя и окружающих такими, какие они есть, а также правильно реагировать на замечания, упреки и обидные слова в свой адрес.
Творчество объединяет
Ничто не помогает наладить контакт так, как его помогает наладить совместная деятельность!
А совместная творческая деятельность объединяет стопроцентно! Когда у людей есть общая цель, они вместе заняты общим делом и стремятся к результату - общение ладится на «ура»!
Если вашему малышу порой трудно контактировать со сверстниками, вы обязательно должны помочь ему в этом.
И это не значит, что нужно приводить его на самую большую и посещаемую площадку и подталкивать немедленно принять участие в коллективной игре с толпой шумящей и бегающей детворы.
Ведь дело может быть не только в застенчивости и страхах. И если ваш малыш интроверт, большие шумные компании - сплошное беспокойство для него.
А, как мы знаем, интроверсия и экстраверсия – врожденные и неизменные характеристики. Так что для каждого ребенка надо искать свой подход.
Но есть один подход, который актуален и для шумных экстравертов, и для мечтательных интровертов:
У вас ведь наверняка есть подруги и друзья с детьми такого же возраста, как ваш малыш.
А может быть, это соседи или знакомые, с которыми вы вместе гуляете во дворе. Пригласите к себе в гости одного – двух малышей и организуйте для них интересное объединяющее творческое занятие, чтобы общение было непринужденным и естественным образом увлекло их. И все обязательно получится!
Вернуться назад